Практика компетентностного подхода

Реализация в педагогической деятельности аспектов компетентностного подхода при изучении элективного курса «Местная экологическая обстановка»
Тимофеева Оксана Юрьевна, к.п.н., доцент каф. экспериментальной
деятельности в образовании АПК и ППРО РФ г. Москва, учитель экологии ГОУ СОШ с углубленным изучением экологии № 446 ВОУО МДО

Общеобразовательная школа является начальным звеном в компетентностном процессе. Основу исследуемого процесса составляет формирование и развитие у школьников ключевых компетенций, которые способны развить в личности умения учиться, думать, анализировать, прогнозировать, проектировать, рефлексировать, сотрудничать.
В собственной педагогической практике теоретические положения компетентностного подхода нашли свое отражение в авторском элективном курсе «Местная экологическая обстановка» для профильных 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Целью данного курса является формирование экологической культуры у подрастающего поколения, а в частности развития экологических компетенций у старшеклассников. Необходимо отметить, что экологическая компетенция выступает как результат формирования и развития у молодежи экологической культуры.
В связи с вышесказанным, внедрение элективного курса способствует формированию экологической культуры через развитие следующих экологических компетенций:
1) информационно-аналитических: умение давать определение «местная экологическая обстановка» и показывать влияние ее на здоровье человека; определять виды экологических обстановок по территориальному признаку; давать характеристику основных экологических сред; знать условия, законы экологического равновесия в окружающей среде, виды и источники загрязнения основных экологических сред своей местности; умение планировать школьный экологический мониторинг при изучении местной экологической обстановки; знать разновидности и особенности природоохранной деятельности школьников; давать характеристику экологическому состоянию природных объектов своей местности;
2) прогностических: уметь прогнозировать развитие экологической обстановки по результатам своих исследований;
3) проективных: уметь пользоваться простейшими методиками по биоиндикации; составлять экологическую карту своей местности; выявлять по внешнему признаку источники загрязнения;
4) рефлексивных: уметь предлагать реальные меры по сохранению и улучшению природных объектов своей местности; вести осознанно научно-исследовательскую, природоохранную деятельность, приобщая местное население; доводить результаты своих исследований до местных органов власти.

Hosted by uCoz